« 25 »  09  20 15 г.




Федеральный закон о радиационной безопасности

Законодательная база ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О радиационной безопасности населения Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О радиационной безопасности населения Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона применяются следу- ющие основные понятия: радиационная безопасность населения далее - радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений федеральный закон о радиационной безопасности от вредного для их здоровья воздействия иони- зирующего излучения; ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заря- женных частиц в веществе и образует при взаимодействии со сре- дой ионы разных знаков; естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон - естественный ра- диационный фон, измененный в результате деятельности человека; эффективная доза - величина воздействия ионизирующего из- лучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его орга- нов с учетом их радиочувствительности; санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ио- низирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может пре- высить установленный предел дозы облучения для населения. Правовое регулирование в федеральный закон о радиационной безопасности обеспечения радиационной безопасности 1. Правовое регулирование в области обеспечения радиаци- онной безопасности осуществляется настоящим Федеральным зако- ном иными нормативными правовыми актами Российской Федера- ции, а также законами федеральный закон о радиационной безопасности иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспе- чения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации уста- новлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законода- тельством Российской Федерации в области радиационной безопас- ности, применяются правила международного договора. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. При радиационной аварии система радиационной безопас- ности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий ра- диационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб федеральный закон о радиационной безопасности по ликвидации последствий ра- диационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключени- ем вреда, причиненного указанной деятельностью, была макси- мальной. Мероприятия по обеспечению радиационной безо- пасности Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-про- филактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением органами государственной власти Российской Фе- дерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероп- риятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради- ационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и ме- рах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья федеральный закон о радиационной безопасности. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное управление в области обеспечения ради- ационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федеральный закон о радиационной безопасности, специально уполномоченными на то федеральными орга- нами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль в области обеспече- ния радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Деятельность органов исполнительной власти, осущест- вляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, оп- ределяется законодательством Российской Федерации. Государственные федеральный закон о радиационной безопасности в области обеспечения радиационной безопасности 1. Для планирования и осуществления мероприятий по обес- печению радиационной безопасности разрабатываются федеральные и региональные территориальные программы. Федеральные прог- раммы в области обеспечения радиационной безопасности разраба- тываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти с участием органов федеральный закон о радиационной безопасности власти субъектов Федеральный закон о радиационной безопасности сийской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Региональные территориальные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и ут- верждаются органами государственной власти субъектов Российс- кой Федерации. Порядок разработки и финансирования государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности опре- деляется законодательством Российской Федерации. Государственное нормирование в области обеспе- чения радиационной безопасности 1. Государственное нормирование в области обеспечения ра- диационной безопасности осуществляется путем установления са- нитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиа- ционной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструк- тивных, методических и федеральный закон о радиационной безопасности документов по радиационной безо- пасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпиде- миологическому надзору. Устанавливаются следующие основные гигиенические нормати- вы допустимые федеральный закон о радиационной безопасности доз облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни 70 лет - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эф- фективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятель- ности 50 лет - 1 зиверту; допустимо федеральный закон о радиационной безопасности в годовой эф- фективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годо- вая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении до- пустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, пре- вышающее установленные основные гигиенические нормативы до- пустимые пределы дозв течение определенного промежутка вре- мени и в пределах, определенных санитарными федеральный закон о радиационной безопасности и правила- ми. Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы допустимые пределы доз облучения населения для от- дельных территорий могут быть изменены Правительством Российс- кой Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной са- нитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факто- ров окружающей среды. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующе- го излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации. Государственные стандарты, строительные нормы и прави- ла, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, ме- тодические иные документы по вопросам радиационной безопас- ности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органа- ми государственной власти или организациями в пределах их пол- номочий. Лицензирование деятельности в области обраще- ния с источниками ионизирующего излучения 1. Лицензирование деятельности в области обращения с ис- точниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Производственный контроль за обеспечением ра- диационной безопасности 1. Организации, осуществляющие деятельность с использова- нием источников ионизирующего излучения, проводят производс- твенный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля опреде- ляется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнитель- ной власти, осуществляющими государственное управление, госу- дарственный надзор и контроль в области обеспечения радиацион- ной безопасности. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов федеральный закон о радиационной безопасности области обеспечения радиационной безопасности далее - нормы, правила и нормативы в соответствующей органи- зации до устранения обнаруженных нарушений. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности 1. При планировании и проведении мероприятий по обеспече- нию радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности федеральный закон о радиационной безопасности мероприятий органами государственной власти, органа- ми местного самоуправления, федеральный закон о радиационной безопасности также организациями, осуществля- ющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей сре- ды; анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопас- ности и выполнения федеральный закон о радиационной безопасности, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности; вероятность радиационных аварий их масштаб; степень готовности федеральный закон о радиационной безопасности эффективной ликвидации радиационных аварий их последствий; анализ доз облучения, получаемых федеральный закон о радиационной безопасности группами на- селения от всех источников ионизирующего излучения; число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пре- делов доз облучения. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигие- нические паспорта организаций, территорий. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Обеспечение радиационной безопасности при воз- действии природных радионуклидов 1. Облучение населения и работников, обусловленное радо- ном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помеще- ниях не должно превышать установленные нормативы. В целях защиты населения и работников от влияния при- родных радионуклидов должны осуществляться: выбор земельных участков для строительства зданий и соо- ружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-из- лучения; проектирование и строительство зданий и сооружений с уче- том предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; проведение производственного контроля строительных мате- риалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержа- ния радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов. При невозможности выполнения нормативов путем снижения федеральный закон о радиационной безопасности содержания радона и гамма-излучения природных радионук- лидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования. Запрещается использовать строительные материалы из- делия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологи- ческих процедур 1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан пациен- тов. Дозы облучения граждан пациентов при проведении меди- цинских рентгенорадиологических процедур должны соответство- вать нормам, правилам и нормативам в области радиационной бе- зопасности. По требованию гражданина пациента ему предоставляет- ся полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе об- лучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. Гражданин пациент имеет право отказаться от меди- цинских рентгенорадиологических процедур, за исключением про- филактических исследований, проводимых в целях выявления забо- леваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Контроль и учет индивидуальных доз облучения Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излуче- ния, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ Статья 19. Защита населения и работников персонала от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиацион- ных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников персонала и насе- ления от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последс- твий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиа- ционной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников персонала. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии 1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спа- сательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей или предотвращения еще боль- шего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликви- дации последствий радиационных аварий, не должно превышать бо- лее чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников персоналаустановленных статьей 9 настоящего Федерального закона. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном федеральный закон о радиационной безопасности согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возме- щения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавлива- ются законодательством Российской Федерации. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 22. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нор- мативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющи- ми деятельность с использованием источников ионизирующего из- лучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Право граждан и общественных объединений на получение информации Граждане и общественные объединения имеют право на полу- чение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излуче- ния, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обста- новке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопас- ности. Предоставление доступа на территорию организа- ции, осуществляющей деятельность с использова- нием источников ионизирующего излучения Представители общественных объединений имеют право досту- па в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Социальная защита граждан, проживающих на тер- риториях, прилегающих к организациям, осущест- вляющим деятельность с использованием источни- ков ионизирующего излучения Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к орга- низациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует воз- можность превышения установленных настоящим Федеральным зако- ном основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законом. Право граждан на возмещение вреда, причиненно- го их жизни и здоровью, обусловленного облуче- нием тонизирующим излучением, а такте в ре- зультате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков 1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, или на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда. Обязанности граждан в области федеральный закон о радиационной безопасности ра- диационной безопасности Граждане Российской Федерации, иностранные граждане федеральный закон о радиационной безопасности ли- ца без гражданства, проживающие на территории Российской Феде- рации, обязаны: соблюдать требования к обеспечению радиационной безопас- ности; проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государс- твенный надзор и федеральный закон о радиационной безопасности в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти федеральный закон о радиационной безопасности Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 28. Ответственность за невыполнение или за наруше- ние требований к обеспечению радиационной бе- зопасности 1. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться долж- ностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пре- делах их полномочий и в порядке, установленном законодательст- вом Российской Федерации. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обя- занностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного федеральный закон о радиационной безопасности и здоровью граждан, или причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридичес- ким лицам в результате радиационной аварии. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи федеральный закон о радиационной безопасности настоящего Федерального закона вво- дятся в действие с 1 января 2000 года. О приведении федеральный закон о радиационной безопасности правовых актов в со- ответствие с настоящим Федеральным законом Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Федеральный закон о радиационной безопасности Российской Федерации Ельцин Москва, Кремль 9 января 1996 года N 3-ФЗ Copyright © ГЦ РАН, Татаринов В.




Магомед Яхъяев

Законодательная база ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О радиационной безопасности населения Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ст.